Современные тенденции развития двигателей внутреннего сгорания таковы, что двигатели с турбонаддувом неуклонно вытесняют атмосферных собратьев и в будущем приходится ожидать только усиления этого процесса. Этому способствуют возросшие требования к экологичности двигателей, необходимости снижения веса, материалоемкости силового агрегата, а также повышения мощностных характеристик. Турбонаддув является в этом случае самым оптимальным способом улучшения параметров и характеристик двигателя с точки зрения соотношения полученных результатов и понесенных затрат.
Однако повышение энергонагруженности двигателей влечет за собой повышение требований к условиям его эксплуатации – к качеству горюче-смазочных материалов, тепловому режиму, используемых расходных материалов, соблюдению графика ТО, квалификации обслуживающего персонала и проч. Несоблюдение хотя бы одного из вышеперечисленных условий приводит к снижению ресурса либо к выходу из строя двигателя, а следовательно, и турбокомпрессора.
Остановимся на этом моменте поподробнее. В принципе, расчетный ресурс турбины соответствует ресурсу двигателя, на который она установлена. И как правило, при соблюдении всех условий эксплуатации и поддержании самого двигателя в полностью исправном техническом состоянии, турбине ничего не грозит и за ее состояние опасаться не приходится. Однако в случае появления отклонений от исправного состояния, почти всегда страдает в первую очередь турбина.
Почему это происходит? В силу того, что этот узел работает в самых жестких условиях – обороты турбины достигают иногда нескольких сотен тысяч оборотов в минуту, высокая теплонагруженность и механические нагрузки. Все это еще может пройти относительно незаметно для самого двигателя, на турбину же отклонения от рабочих параметров окажут критическое воздействие.
Чаще всего выход турбины из строя – следствие другой неисправности или результат нарушения обслуживания двигателя. Подробнее о возможных причинах можно прочитать в разделе ДИАГНОСТИКА.
Если же неисправность все же возникла и ТРК вышел из строя, самый экономически обоснованный выход из положения – ремонт турбины.
Бытует мнение, что качественный ремонт турбины невозможен и единственным выходом в такой ситуации является покупка новой, но это не так. Качественно отремонтированная, с соблюдением всех ремонтных технологий турбина полностью соответствует новой и в плане ресурса, и в плане эксплуатационных характеристик.
Компания ПроТурбо занимается ремонтом любых турбокомпрессоров – от легковых и грузовых автомобилей, а также от спецтехники – от «Смарта» до «БелАЗа».
Основными этапами ремонта турбины являются следующие:
- Диагностика с целью выявления причин выхода из строя – компьютерная диагностика, проверка состояния маслоподводящих и сливных трубок, воздушных патрубков и т.п. (В стороннем сервисе)
- Снятие турбины с силового агрегата (В стороннем сервисе)
- Разборка турбины
- Мойка и чистка деталей турбокомпрессора
- Дефектовка деталей турбокомпрессора с применением высокоточного измерительного инструмента. По результатам дефектовки принимается решение о необходимости замены изношенных и поврежденных деталей. В любом случае меняются подшипники и уплотнения, при необходимости – вал и/или крыльчатка. В особо тяжелых случаях, когда ремонт физически и экономически нецелесообразен, мы можем предложить заменить картридж (в этом случае клиент получает новую турбину – со старой переставляются только «улитки») или приобрести оригинальную новую турбину.
- Балансировка вала турбокомпрессора на стенде.
- Сборка картриджа
- И самый технологически сложный этап ремонта – высокоскоростная балансировка картриджа. На этом этапе к установленной в стенд турбине подключается моторное масло нагретое до рабочей температуры и под заданным давлением, ТРК раскручивается до максимальных рабочих оборотов (зависит от конкретной модели турбокомпрессора). Одним словом – окончательная балансировка и последующие испытания проводятся в условиях, полностью соответствующих самому жесткому эксплуатационному режиму. На этом этапе выявляется и устраняется малейший возможный дисбаланс, а также исключается возможность подтекания масла при последующей эксплуатации турбины.
Здесь самое время объяснить причину возникновения мнения о том, что «ремонт турбины – это ненадолго». Как мы уже говорили, качественно отремонтированная турбина ни в чем не уступает новой – проведена дефектовка, все изношенные детали заменены на качественные заводские комплектующие, выполнена балансировка и проверка в режиме реальных рабочих условий.
Однако все дело в том, что оборудование для такого полноценного ремонта стоит весьма существенно. Поэтому иногда при ремонте турбин балансировку и проверку на герметичность проводят на устаревшем и дешевом оборудовании. В этом случае возможности стендов не позволяют соблюсти технологию в полной мере и балансировку производят на оборотах в несколько раз ниже реальных эксплуатационных. Какое-то время турбокомпрессор, конечно, прослужит, но неустраненный в полной мере дисбаланс неизбежно приводит к сокращению ресурса турбокомпрессора, не говоря уж о возможном появлении течи масла при эксплуатации, особенно на режимах, близких к максимальным.
- Установка турбины на двигатель и финишная проверка и диагностика на автомобиле. (В стороннем сервисе).
Для того,чтобы идентифицировать турбокомпрессор,необходимо правильно «прочитать» информационную табличку,которая на нем установлена.
Ниже приведены фотографии информационных табличек наиболее распространенных турбокомпрессоров - Garrett,Mitsubishi,IHI,KKK,Holset с описанием нанесенной на них информации.
- MODEL No — модель турбокомпрессора
- S/N — номер производителя автомобиля
- GAG P/N — номер производителя турбокомпрессора
- Turbo.Spec. — номер производителя турбокомпрессора
- Serial No. — модель турбокомпрессора
- Parts No. — номер производителя автомобиля
- MODEL No — модель турбокомпрессора
- S/N — номер производителя автомобиля
- GAG P/N — номер производителя турбокомпрессора
- MODEL No — модель турбокомпрессора
- S/N — номер производителя автомобиля
- GAG P/N — номер производителя турбокомпрессора
- Номер производителя автомобиля
- Серийный номер турбокомпрессора
- Номер производителя турбокомпрессора
- Модель турбокомпрессора
- KUND-NR — номер производителя автомобиля
- GROSSE — модель турбокомпрессора
- AUSF-NR — номер производителя турбокомпрессора